Сайт Лисичкины странички
Давайте знакомиться!
Будем друзьями?
Собрание моих стихотворений 1998-2009 г.
Личный Фотоальбом ЛИСИЧКИ (2002-2009 г.)
Зарисовки из жизни старого Челябинска
Народ. Ру: Тайна Города-Солнца
Посвящение 60-летию Победы. Вклад моей семьи
Фредди Крюгер отдыхает и прочие изыски
Высказывания, заслуживающие внимания
Народ. Ру: Проба пера (мои эссе)
Мои любимые уголки Инета
Любопытная статистика сайта
moe_serdechko@mail.ru
КНИГА ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
{оставить отзыв} :: {главная страница} :: {вернуться в рубрику} :: {фото Челябинска}

ЧЕЛЯБИНСК - ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ ПУНКТ

Печатается по материалам: "От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое" Издат. центр "Взгляд", г. Челябинск, 2000 год.

[ГЛАВА 4. ЧЕЛЯБИНСК В 19 ВЕКЕ]

После отмены крепостного права в 1861 году на Урал и в Сибирь хлынул потто переселенцев из Европы. Одни ехали в поисках новых, более плодотворных, нетронутых земель, другие – в надежде найти в городах высокооплачиваемую работу. Богатые крестьяне и купцы искали выгодных вложений капитала, а дворяне и чиновники доходных служебных мест. Старатели, прослышав про несметные горные богатства, шли, чтобы намыть в Миассе золота или найти в шурфе самородок.
Челябинск к тому времени был широко известен как пересыльный пункт. С начала 19 века через него шла дорога в Сибирь – на каторгу и в ссылку.
Но и в это же время город стал известен как удачное место для строительства промышленных, в основном, перерабатывающих предприятий. С одной стороны, город находился в зоне интенсивного развития сельского хозяйства и скотоводства: с юга и запада в Челябинскую область стекались потоки зерна, мяса и молока, поэтому город мог обеспечить продовольствием всех желающих. С другой стороны, он находился недалеко от промышленных предприятий севера и горной зоны, а, значит, при строительстве предприятий легче было найти и технику, и промышленные кадры.
Для развития перерабатывающей промышленности требовалось много свободных рук бывших крестьян, которых также хватало в окрестностях Челябинска. Поэтому за четверть века население города выросло с пяти до двадцати пяти тысяч человек.
Но настоящий торгово-промышленный бум в Челябинске начался после воплощения программы развития транспортных магистралей, соединяющих европейскую и сибирскую части России. Этот проект был предложен императору Александру Третьему в 1892 году министром путей сообщения Сергеем Юльевичем Витте. Центром железной дороги, соединяющей Европу и Сибирь, стал Челябинск.
Строительство железной дороги значительно увеличило поток людей, которые ехали через Челябинск. При этом из центра до Челябинска доходило 2-3 поезда в день, а из города в Сибирь 2-3 в неделю. Неравномерность движения поездов, разнобой графика приводили к тому, что сотни людей по нескольку суток находились в городе. При этом проезжие часто нуждались во врачебной и благотворительной помощи. Поэтому недалеко от вокзала в начале 90-х годов 19 века был установлен переселенческий пункт.
Для содействия переселенцам в 1894 году из Тюмени в Челябинск был командирован чиновник особых поручений Пётр Петрович Архипов. При нём около железнодорожной станции за короткий срок были построены бараки, баня, приёмный покой с двумя больничными палатами.
Около бараков было развёрнуто множество юрт для переселенцев и персонала. Из Тюмени, которая с вводом железной дороги потеряло своё былое переселенческое значение, по указанию П. П. Архипова привезли несколько домов. Доставили даже барак, построенный в своё время на пожертвования императора.
Архипов обратился с просьбой к горожанам оказать помощь переселенцам, и зимой богатые горожане пускали женщин и детей переселенцев в свои каменные двух-, трёхэтажные дома.
Через некоторое время в переселенческом пункте построили две столовые с одиннадцатью котлами, из которых одновременно можно было накормить три тысячи человек. Выросли хозяйственные постройки и небольшая церковь.
Вскоре бараки заменили бревенчатыми домами. Больница также обрастала корпусами. Через год в ней было уже пятнадцать отделений. Появилось здание приёмного покоя, аптека и помещение для персонала.
За полтора десятка лет великого переселения через Челябинск прошло и проехало более пятнадцати миллионов человек – десятая часть России. Много людей ехало с Поволжья, Башкирии, особенно в период неурожаев. Семьи, имевшие по пять-десять детей, отправлялись искать счастья в чужие края.
В городе появилось много людей иной веры. Они принесли свою религию, построили свои культовые здания. В это время в городе появилась мусульманская мечеть, затем мусульманская школа и библиотека.
Уезжали на поиски лучшей жизни крестьяне и дворяне из Польши. Часть из них осела в Челябинске. Впоследствии в городе появился католический костёл.
Да, много людей проехало через провинциальный уральский город. Одни бывали в Челябинске по нескольку дней, другие оставались навсегда. И каждый проезжий – это целая история.
Многие переселенцы останавливались в нашем городе из-за болезни. После польского восстания 1863 года уехал с родины, направляясь в Херсон, бедный, но родовитый дворянин Викентий Войтолович с женой Михалиной Довбур. Но там жизнь у них не задалась, и решили они поехать в вольную Сибирь. Когда проезжали Челябинск, Викентий заболел, и пришлось всей семье сойти с поезда. Так и остались жить в этом уральском городе. Глава семьи пошёл работать на железную дорогу. В 1904 году у них родился сын Ромуальд. Так эта польская семья нашла в Челябинске свою судьбу.
Некоторые россияне ехали на Урал, распродав на родине земли и имущество, в надежде основать здесь выгодное торговое дело. Таким образом оказались на Урале братья Степановы из Владимирской губернии, разъехавшись по разным городам – кто в Челябинск, кто в Екатеринбург, кто в Шадринск. Будучи оборотистыми купцами, помогая друг другу, они быстро разбогатели и организовали один из крупнейших в Челябинске торговых домов.
Бывало, что в город приезжали к родственникам и, осмотревшись оставались здесь навсегда. Например, с Поволжья в Челябинск после смерти матери отправились младшие братья одного большого семейства Захаровых. А вскоре переехали и остальные члены семьи. Дети помогали родственникам матери по дому, а старшие пошли работать на предприятия и в мастерские. И как же не остаться – здесь и жилось лучше, и работы было больше, чем в голодном Поволжье.
Переселенцы изменили облик города вокруг вокзала. Территория вокруг застраивалась сначала землянками и бараками, потом справным жильём. Вокруг вокзала селились железнодорожные рабочие, медицинский персонал, служащие, приказчики. С началом строительства завода сельхозоборудования (“Столь и К”) в этом районе стали селиться и рабочие. Так вокруг переселенческого пункта возникли районы самостийной застройки “Колупаевка”, “Музоморовка”, “Грабиловка”. Купец Колупаев в своё время приобрёл эти земли у властей и стал собирать арендную плату за пользование его территорией; таким образом он быстро разбогател.
С другой стороны от вокзала, на казачьих землях, рос станичный посёлок “Порт-Артур” с магазинами и церковью. С этого времени берут начало челябинские районы, которые сегодня называются Ленинским и Советским.
В годы русско-японской войны через Челябинск на восток шли эшелоны с солдатами, а на запад с ранеными. На станции некоторые из них останавливались. Раненых помещали а переселенческую больницу, благо, та была расположена рядом с зданием вокзала.
В начале 20 века переселенческий пункт уже имел свою электростанцию, музей, библиотеку, цирк, водопровод, оранжерею, школу, церковь, телеграф, автономную систему комендантского управления. Он стал “городом в городе”. Комендантом переселенческого пункта был подполковник Семён Григорьевич Фёдоров.
Так, изо дня в день, с каждым новым поездом рос Челябинск, меняюсь прямо на глазах.

[ГЛАВА 1. С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ]
1. Откуда есть земля челябинская = 2. России славные сыны, что поднимали Зауралье = 3. Военно-строительная история уральских крепостей

[ГЛАВА 2. ЧЕЛЯБА - ЦЕНТР ИСЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ]
4. Челяба изначальная = 5. Как Челяба центром Исетской провинции стала = 6. Как казаки Челябу обустраивали = 7. Как Челябу от Пугачёва защищали = 8. Как императрица Екатерина герб Исетской провинции утверждала

[ГЛАВА 3. ЧЕЛЯБА В 18 ВЕКЕ]
9. Население Челябы = 10. Как жили казаки в 18 веке = 11. Как челябинцы Бородинскую битву спасали = 12. Челяба православная = 13. Челяба торговая = 14. Челябинское градоуправление в 18 веке = 15. Образование в Челябе = 16. Челябинская медицина

[ГЛАВА 4. ЧЕЛЯБИНСК В 19 ВЕКЕ]
17. Население Челябинска = 18. Из истории казачества 19 века = 19. На одной земле, под одним небом = 20. Градостроительство в 19 веке = 21. Челябинск – переселенческий пункт = 22. Челябинск 1905 года = 23. Челябинск православный = 24. О царской терпимости = 25. Челябинск торговый


Идея и веб-дизайн: ЛИСИЧКА © 2000-2009 г.
Все права на опубликованные произведения принадлежат ЛИСИЧКЕ © 2000-2009 г.


Юлия Крюковская - автор электронного журнала Стихи.Ru Юлия Крюковская - автор электронного журнала Проза.Ru CyberTown.ru
Рекламные ссылки от Яндекс
купить стим браш в минске
Hosted by uCoz