Печатается по материалам: "От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое" Издат. центр "Взгляд", г. Челябинск, 2000 год.
[ГЛАВА 3. ЧЕЛЯБА В 18 ВЕКЕ]
Большинство казаков – челябинских первопоселенцев – были православные. Поэтому после обустройства на земле они приступили к строительству церкви. Строительство храмов на Руси всегда считалось особо важным и значимым событием в жизни города.
В те времена церкви строились по специальным правилам, соблюдение которых строго контролировалось священным Синодом. Прежде, чем начать строительство, вызывали священника, который выбирал и освящал место будущей закладки храма. Точно так же освящалась закладка первого камня. Церковное правление давало будущем зданию святого покровителя и только после этого начиналось строительство. В нём обычно участвовали все горожане.
Здание церкви строилось по определённому плану. В церкви должны были присутствовать притвор, трапезная и алтарь. В притворе проходило чтение молитв, подготовка к прохождению обряда крещения. Это место в церкви было предназначено для тех, кто ещё не утвердился в православной вере.
Трапезная предназначалась для молитв верующих. Там устанавливался алтарь, где находился антиминус – мощи какого-нибудь святого христианского мученика. Это напоминало верующим о первых христианских литургиях, которые в древнем Риме гонимые христиане служи на гробах усопших мучеников.
Здание и внутренние постройки обычно делались в форме креста – символа искупительной жертвы или в виде восьмиконечной Вифлеемской звезды. Она символизировала звезду, по зову которой к Иисусу пришли волхвы, чтобы воздать царские почести.
Само здание церкви по внешнему виду напоминало корабль, на котором верующие движутся по жизни, купол, иногда украшенный звёздами, являлся символом неба, а крест – символом веры и Христа.
Когда церковь была построена, она обязательно освящалась согласно специальному ритуалу. Вначале вокруг новостройки совершался крестный ход горожан и священника с антиминусом в руках. Крестный ход двигался против часовой стрелки навстречу солнцу, которое в этом ритуале служило символом Бога. Потом все заходили в храм, и священник вшивал частицы мощей в антиминус.
Освящался и престол. Сначала он омывался вином и водой с благовониями, затем обмазывался миром (ритуальная мазь). Далее священник брал четыре камня и ими вбивал четыре гвоздя в крышу престола, которые затем заливались особым воском – мастихом. Внутри престола сооружалась перекладина, а в центр престола ставили крест. На престол одевалась сорочица (нижнее обрамление престола) и ткани. В конце на престол возлагали антиминус, евангелие, крест, икону дарохранительницы и семисвечник.
Всё это действо сопровождалась беспрерывной литургией и проходило в течении нескольких часов. После этого церковь считалась действующей, и в неё назначался священник.
Первая деревянная челябинская церковь первоначально была поставлена с юга от крепостной стены (ныне место пересечения улиц Труда и Цвиллинга). Она начала действовать в 1739 году и была названа в честь святого Николая Чудотворца.
Вскоре, благодаря заботам Ивана Неплюева, рядом с первой была построена трёхпрестольная церковь. В дошедших до нас документах о её возведении сказано: “…По благославлению митрополита Тобольского и Сибирского Антония в бытность здесь губернатора Ивана Ивановича Неплюева при воеводе Хрущёве (1765 год) заложена в Челябе каменная церковь во имя рождества Господа Спаса нашего Иисуса Христа”.
В её постройке приняли активное частие губернатор Оренбурга тайный советник Давыдов, помощник воеводы Исетской провинции Соколов, а также челябинские служивые люди и казаки. Она сооружалась на площади Ярославского с 1748 по 1766 и имела два придела (пристроя): правый – в честь святителя Николая Чудотворца, левый – в честь святого Иоанна Богослова.
Внутри собора была установлена скульптура Николая Мирликийского в бархате. Для благославления строительства в Челябу приехал сам епископ Уфимский.
После постройки нового храма старую деревянную церковь по просьбе казаков, поселившихся на левом берегу реки, разобрали и перенесли в Заречье. Разрешение о переносе церкви дал митрополит Тобольский Павел, а протоиерей Осип Нагибин освятил её как Троицкую (на этом месте сейчас каменная церковь возле цирка).
В то время, как в Челябе развивалось православие, вокруг города строились старообрядческие церкви. Ведь многие из пришедших на Урал были беглые и часто находились в конфликте и сгосударством, и с официальной церковью. В 1771 году в уезде числилось около пяти тысяч старообрядцев. Многие из них работали на строительстве заводов.
Челябинский протопоп Иванов и отец баснописца Крылова рьяно боролись против раскольников. Они организовывали облавы в скитах, карали иноверцев. Но старообрядцы крепко держались своей веры, а скиты переносили на новые, более скрытые места.
Пожертвования на строительстве церквей всегда было делом богоугодным. История сохранила нам имя Петра Ивановича Ильиных, который профинансировал строительство Одигитриевского монастыря (этот монастырь располагался на месте сегодняшней областной администрации), а средства на строительство Троицкой церкви были выделены кпцом второй гильдии Максимом Сидоровичем Ахматовым. (Надо отметить, что именно по участию в церковном строительстве судили в то время по надёжности финансового состояния купца). В 1784 году по решению епархиального руководства духовное правление из Воскресенской слободы было переведено в Челябу.