Печатается по материалам: "От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое" Издат. центр "Взгляд", г. Челябинск, 2000 год.
[ГЛАВА 4. ЧЕЛЯБИНСК В 19 ВЕКЕ]
Территория Челябинска испокон веков была многонациональна, притягивая разные народы, словно центр Земли.
В период появление Челябинска она была заселена преимущественно башкирами и разным беглым людом. От ига, от князей и царей, от преследования официальной церкви, от барщины спасались люди за Уральским хребтом.
Долго присматривались местные жители к возвышению казачьих крепостей и станиц. Постепенно вместо взаимных набегов завязывались торговые связи, перенимались друг у друга элементы языка и культуры. Некоторые башкиры дл организацию собственной торговли в городах или по другим причинам приобщались к православной вере и получали русские имена и фамилии. Но в самих башкирских селениях вплоть до 20 века строго блюли старые обычаи.
Не всегда гладкими и дружелюбными были взаимоотношения казаков и коренного населения. Особенно часто распри возникали на почве торговой конкуренции. За полтора столетия немало было и судебных разбирательств. Казаки, чувствуя себя хозяевами города, никогда не упускали повода хлестнуть нагайкой нарушившего закон башкирина или городского мещанина: мол, знай наших.
Из сельских районов в Челябинск приезжали и селились башкиры, продавая свои земли, превращаясь из охотников и рыболовов в городских обывателей. Их дети и внуки шли работать на предприятия, в ремесленные мастерские и железнодорожное депо.
При Николае Первом еврейских детей, призванных на военную службу, сначала направляли в школы кантонистов (новобранцев) в Оренбурге, а затем определяли в Десятый линейный Оренбургский батальон, который располагался в Челябинске. Отслужив 25 лет, они женились и оставались в городе.
Остались любопытные свидетельства того, как проходила женитьба еврейских солдат. В России существовала черта осёдлости для евреев. В центральных районах России могли селиться только те из них, кто имел особые заслуги или звание купцов первой гильдии. Многочисленным же еврейским семьям приходилось жить на окраинах России. Очень многие их них были бедны и с трудом добывали себе пропитание. Поэтому предприимчивые люди организовали своеобразный промысел еврейских невест. Они предлагали отцам семейства помощь в поиске для их дочерей мужей с государственной пенсией, домом и, возможно, пахотной землёй. Многие с готовностью соглашались с единственным условием: у мужа должна быть еврейская национальность.
Таких невест из разных земель России доставляли тайно в Челябинск. Сваты привозили их в кибитках. Затем вызывали солдат, и те выбирали себе будущих жён, с которыми тут же заключали брак.
После службы солдат мог вернуться домой или остаться жить на новом месте. Многие и оставались, начиная заниматься мирным трудом и осваивая какое-нибудь ремесло. Их жёны тоже приобретали право жительства по всей России: для жён солдата черта осёдлости не существовала.
Так в течении полувека в Челябинске появилась прослойка еврейских ремесленников, врачей и купцов, которые проявляли большую активность на челябинской торговой бирже.
Следует заметить, что в течении всей истории население Челябинска значительно пополнялось за счёт отставных солдат, которые к концу своей службы уже имели семьи и детей. Они, как и некоторые казаки, мещеряки и татары оставались в городе и записывались в мещанское сословие. В конце 19 века с Поволжья в Челябинск хлынул большой поток казанских татар. Среди них было много купцов, которые быстро освоили челябинский и Троицкий рынки. Так, например, приехал в Челябинск купец первой гильдии, владелец крупнейшего магазина и многих торговых лавок Яушев, потомки которого сейчас живут в Татарстане и Турции.
После подавления польского восстания в 1863 году многих поляков сослали на Урал и в Сибирь. Таким образом некоторые из них оказались в Челябинске.
И вскоре на Северной окраине нашего города возник посёлок Сцеголны (современный Шагол). Поляки становились мастерами, строителями, инженерами, а иногда даже попадали в управление компаний или становились представителями торговых контор.
С началом строительства железной дороги Челябинск превратился в самый настоящий национально-социальный котёл. Это был новый этап развития города. Справедливости ради стоит заметить, что в межнациональных взаимоотношениях нередко возникали острые моменты. Этому способствовали российские законы. Они устанавливали дискриминирующие по признаку национальности ограничения. Это касалось сферы бизнеса, получения образования. Естественно, возникало расслоение челябинского общества по различным национальным общинам.
Но в любой ситуации рядом с отрицательными сторонами всегда есть и положительные. Многонациональность челябинского населения способствовала обогащению культуры города традициями разных народностей, учила людей строить взаимоотношения, учитывающие своеобразие различных менталитетов. В городе возникали различные национальные учебные и религиозные заведения, рынок наполнялся разнообразным товаром со всех уголков России.