Печатается по материалам: "От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое" Издат. центр "Взгляд", г. Челябинск, 2000 год.
[ГЛАВА 4. ЧЕЛЯБИНСК В 19 ВЕКЕ]
После закрепления за Челябинском статуса города в него было переведено духовное правление, которое до этого находилось в Воскресенской слободе. Это решение было принято епархиальным руководством в 1784 году. В 1791-93 годах в Челябинске был построен ещё один храм. На средства купца Ефима Сапожникова горожане соорудили каменную кладбищенскую церковь во имя Казанской богоматери.
Это первая церковная постройка, в которой активное участие приняло челябинское купечество. Церковь была сооружена на кладбище за городской чертой, там, где сейчас находится кинотеатр имени А.С. Пушкина.
После этого было возведено каменное здание Троицкой церкви. Строилось оно по типовому проекту и увенчалось крышей малахитового цвета. В 1829 году, благодаря финансовой поддержки купца второй гильдии Максима Ахматова, достроили левый придел церкви. В июне 1832 года церковь была освящена. Колокол для неё был приобретён на средства М. Ахматова и потомка первых поселенцев, купца Смолина.
Вскоре в городе появился и первый монастырь. Ещё в 1843 году христианскую обитель пытался организовать Оренбургский губернатор граф П.П. Сухтелен, но Синод не одобрил этого нововведения. В сороковые годы 19 века в Челябинске был построен Одигитриевский женский монастырь (на этом месте сегодня находится здание областной администрации). Организовала его Анна Полежаева, которая до приезда в Челябинск долгое время жила в лесу, пытаясь организовать монашеский скит на острове озера Чебаркуль. Большую поддержку при строительстве монастыря оказал горожанин Пётр Иванович Ильиных.
Сначала церковь с осторожностью отнеслась к монастырю, но затем, увидев радушие послушниц, в 1848 году утвердила его.
Одигитриевский монастырь пользовался в городе уважением. Его обитательницы сами зарабатывали себе на пропитание: изготавливали свечи на своём мини-заводе, держали пасеку, растили зерно и ягоды, писали иконы и вышивали бисером. В 1854 году подвижническую деятельность монахинь отметил сам император Николай Первый.
Всплеск церковного строительства в Челябинске начался после прокладки железной дороги. В станционном посёлке (ныне микрорайон Порт-Артур в Ленинском районе) в 1897 году заложили Рождественско-Богородическую церковь с двумя приделами – во имя Святого Николая Угодника и Святого Серафима Саровского.
В городском духовном училище на средства П.И. Перцева, почётного гражданина города, попечителя духовного учителя, была построена Покровская училищная церковь. На Александровской площади (сейчас там находится органный зал) мещанин П.М. Кутырев заложил часовню в память о невинно убиенном Александре Втором. Потом на этом месте решено было соорудить церковь во имя Александра Невского, духовного покровителя Александра Второго. В этом строительстве активное участие принимал образованный незадолго до этого комитет Челябинского мещанского общества. На строящемся переселенческом пункте поставили деревянную Никольскую церковь с восьмиугольной колокольней и шестью колоколами. К 1908 году церкви города посещало более сорока семи тысяч православных христиан.
После строительства железной дороги, когда на Южный Урал хлынул поток переселенцев из Европы и окрестных земель, в городе стали появляться храмы других религий. Так, в 1894 году в Челябинске открылась первая мечеть и первая синагога. Появилось более пятнадцати старообрядческих и единоверческих молитвенных домов, которые посещало около трёх тысяч человек.
Часть старообрядцев поселилась подальше от города, в сосновый бор на высоком берегу реки Миасс. Сейчас это место известно как “гора Монахи”.
Несмотря на то, что лес принадлежал казакам, староверов они не трогали. Те долго жили в этом укромном уголке, питаясь рыбой, травами да кореньями.