Печатается по материалам: "От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое" Издат. центр "Взгляд", г. Челябинск, 2000 год.
[ГЛАВА 4. ЧЕЛЯБИНСК В 19 ВЕКЕ]
С укреплением Российской державности на уральской земле духовенство укрепляло свои позиции, православие приобретало всё новую и новую паству. Это происходило не только за счёт новых поселян, но и благодаря принятию башкирами крещения. Ведь иначе они ограничивались в выборе места жительства, не могли получить многих льгот и привилегий.
Города, выросшие на месте крепостей с крепкими казацко-христианскими традициями, старались не привечать иноверцев (так, например, мечеть в Челябинске появилась лишь в начале 20 века). Ещё в середине 18 века, в период заселения Южного Урала, башкирские старшины пугали своих соплеменников “православной угрозой”, притаившейся под маской российской цивилизации. Так что не всё было гладко при установлении государственной веры на Южном Урале.
В отличие от казачьих городов и станиц, в посёлках, деревнях и особенного в заводских поселениях горного Урала ещё с петровских времён сохранилось много общин и семей раскольников. Они хранили старообрядческие книги и рукописи. Многие из раскольников участвовали в крестьянских и рабочих выступлениях, и особенно в Пугачёвском бунте. В разные времена их то оставляли в покое, то устраивали на них облавы.
Особенно острой борьба за чистоту веры было в правление императора Николая Первого и Александра Второго. В отличие от Александра Первого, мечтавшего о просвещённой демократической монархии и конституции, эти цари больше всего опасались народных смут. Они старались опереться в государственной внутренней политике на самодержавие, православие и народность, выжигая всяческое инакомыслие калённым железом.
Так, на Южном Урале в 1858-1860 годах велось следствие по предположению Оренбургского гражданского губернатора” о распространении раскола в Челябинском уезде”. Расследование вёл чиновник особых поручений Новиков. Оказалось, что раскольники обосновались в сёлах Введенское, Кокорино, деревнях Коровьей, Птичьей, Пасковой, Тороховой, на станциях Петровская, Миасская, Пивкино, Медведево.
Среди рабочих заводов Челябинского и Екатеринбургского уезда также было замечено распространение инакомыслия. По донесению полицмейстеров, это связывалось с приездом на Южный Урал рабочего Невьянского завода Николая Фёдорова. В Миассе и на Берёзовском заводе были схвачены несколько мастеровых иноверцев.
В сельской местности раскольники тоже находили понимание. Однако, крестьяне только сочувствовали, но не шли за ними, опасаясь репрессий. При более тщательном расследовании в некоторых сёлах Челябинского уезда были обнаружены семьи раскольников и несколько молельных домов (один из них в деревне Кокорино).
Спасаясь от гонений, многие иноверцы скитались, жили у родственников братьев по вере. Например, пристав второго стана Челябинского уезда с прискорбием сообщал Новикову, что “девки Настасьи Фенфиловой и женщины Зайковой в деревне Пивкино не оказалось, и поиск их будет продолжен”.
В жилищах изменников веры при их задержании находили много религиозной литературы: часословы, псалтырь, зрячую пасхалию, Устав о крещенском житии, рукописные книги и списки, Устав о самопричащении и даже азбуку. И хотя большая часть обнаруженной литературы (кроме рукописной) признавалась церковью законной, раскольники трактовали прочитанное не так, как было принято официально, подрывая тем самым религиозные устои. А ведь многие из них читали эту литературу ещё и односельчанам.
В магистрате того времени сохранилось много судебных дел о раскольничестве, осквернении храмов, судебных преследований людей, заключивших брак или похоронивших родственников без церковного богослужения. Гонениям подвергались граждане, отказавшиеся от крещения детей или совершивших брак не по православному, а по магометанскому обряду (во славу религии татарских предков).
С особым пристрастием разбиралось дело секты скопцов (староверов, принявших обет безбрачия), скрывающихся в уральских горах. Только в начале 20 века, когда на Урал хлынули переселенцы различных вер и религий, иноверцам разрешено было совершать богослужения по законам своей религии.
Такое послабление было связано с общей демократизацией в государстве и особой веротерпимостью последнего российского монарха Николая Второго. Как известно, император и сам интересовался новыми европейскими мистическими идеями, что, конечно же, не приветствовалось официальной церковью. В начале 20 века уже и в Челябинске стали появляться молельные дома старообрядцев. Располагались они, в основном, на окраине города, в небольших деревянных постройках. Их посещали новые челябинские поселяне, принесшие в город свою веру.